Интерактивный портал

по труду и занятости населения

Алтайского края

Войти через госуслуги

Водитель трамвая Светлана Вайс – лучший шеф-наставник страны. (Сайт газеты "Вечерний Барнаул" 18.03.2019).

19.03.2019  Обычная важность


Начальник группы технического обучения отдела технического контроля и конструкторско-технологического обеспечения управления МУП «Горэлектротранс» Светлана Вайс, воспитавшая за годы работы более 300 молодых кадров, отмечена государственной наградой «За наставничество».


В 1996 году перед Светланой Вайс встал выбор профессионального пути. Времена были непростые – пошла туда, где были вакансии, в трамвайку. Проработав кондуктором около года, Светлана Вайс решила учиться на водителя.

— По-честному, сменила специальность, потому что водителям жилье давали. Иначе бы вряд ли решилась, – признается она. – Я приехала из такой глухой деревни, что трамвай от троллейбуса не отличала. Потом освоилась. Поняла, судьба меня не случайно сюда привела. Мое это. Десять лет назад предложили учить молодежь. Вообще-то, преподавать хотела всегда. Еще в школе думала: учитель из меня должен получиться хороший – многое одноклассникам объясняла.

Сейчас Светлана Александровна не только учит азам будущих водителей – проводит тренинги для тех, кто недавно получил специальность, помогает повысить уровень вождения и квалификацию, готовит коллег к профконкурсам.


Почти все новые трамваи Барнаула были обкатаны Светланой Вайс.
Фото предоставлено МУП «Горэлектротранс»


Первые шаги

— Помню, первые дня два, стоя за спиной коллеги Толи Новокрещенова, смотрела, как он с учениками обращается, как учит. Потом начала сама, – вспоминает наставница.

Новички за управление иногда садятся со страхом: руки мокрые, глазищи огромные. Порой сидит в кабине еле живой, как кукла. Тогда Светлана Вайс берет управление в свои руки в прямом смысле слова, ногами ученика нажимает педали газа и тормоза.

– Когда ученики впервые приходят на занятие, объясняю: «Будет очень страшно. Не на территории депо – ее я называю песочницей, а там – значит, в городе». Это я обманываю, конечно. Но спрашиваю строго, если надо, три шкуры спускаю.

Вывожу на стрелочный перевод наблюдать за трамваем со стороны. Трамвай дождемся, махну водителю, чтобы медленнее ехал, на корточки усаживаемся на безопасном расстоянии и смотрим, как он колесиком пошерстную стрелку переводит. О-о-о, оказывается, как интересно! Ну и, конечно же, можно в первый день трамвай помыть и по кружочку прокатиться. После чего идут мои ученики, лица красные. У кого-то восторг, у кого-то страх, кто-то со слезами: «Как же я поеду?».

Некоторым за один день приходилось осваивать вождение трамвая. Как-то одна девушка два дня проучилась, а потом с воспалением легких попала в больницу. А отставать-то нельзя – трудности с экзаменом могут возникнуть. Тогда Светлана Вайс посадила ученицу в свободный вагон. День поездили в депо, второй – по городу, в результате лучше всех в группе сдала.

Я рядом!
— Когда первый-второй раз ученики едут сами, сижу в салоне и успокаиваю: «Я тут, спокойно вези пассажиров, если что-то напутаешь, помогу тебе». Бывало, смотришь, не туда повернул. Все-е-е, руки-ноги затряслись, пассажиры закричали. Людей успокою, попрошу пересесть, в навигацию позвоню, предупрежу. На конечку приеду, пару часов покатаю, к другому бегу. И так первые три месяца. Они-то у меня как раз самые беспокойные. То один звонок: «Светлана Александровна, я флешку для информатора не записал». То другой: «Я замерз. Холодный воздух дует, не взял запасные предохранители». Вот я с утра уже на остановке – то с флешками, то с предохранителями. Через приложение в телефоне смотрю, кто где едет, караулю.

В течение трех лет эти «малыши» ходят ко мне на инструктаж – объясняю особенности работы в разные сезоны. Зимой-осенью – как распознать юз. Весной – как не бояться воды. Три года отведу, тогда их уже можно считать состоявшимися водителями.
 

Достойный уровень
Ежегодно на предприятии проводится конкурс профмастерства, его победители потом едут на всероссийский этап. В 2004 году в Казани Светлана Вайс стала одним из призеров состязаний. Там важно все: теория, знание ПДД, культура обслуживания, хорошая дикция… Самое сложное — приемка подвижного состава. Сейчас все эти тонкости Светлана Александровна старается объяснить новым конкурсантам, чтобы и они достойно выступили на всероссийском уровне. Даже водители первого класса говорят: «Я столько лет работаю, а никогда туда не смотрел, куда вы показываете».

Два года назад Светлана Вайс победила в краевом конкурсе «Лучший шеф-наставник», а в 2018-м ее пригласили принять участие во всероссийском форуме «Наставник».

– Помню, нас собрали в зале, всех подняли и сказали, что здесь собрался золотой фонд наставников Российской Федерации. Это было в феврале, а в марте Владимир Путин учредил знак отличия «За наставничество». Я знала, что предприятие документы на меня отправило. Больше всего в жизни хотела этот значок! Ведь столько лет работаю, стольких людей выучила. И дождалась!

Светлана Вайс: «Самая большая радость – когда мои ученики встают на пьедестал в конкурсах профмастерства, говорят слова благодарности. У меня уже есть такие, кто получил значок «За безаварийную работу». Я ими очень горжусь, но все старые ошибки и промахи до сих пор помню».
Яндекс.Метрика