Интерактивный портал

по труду и занятости населения

Алтайского края

Войти через госуслуги

Вопросы-ответы с "горячей линии" 2018 года по охране труда

25.04.2018

Вопрос:
Добрый день. Меня зовут Сергей, я работаю на одном из песчано-гравийных карьеров края на погрузке и разгрузке пылящих и сыпучих материалов. Нам по нормам полагаются средства индивидуальной защиты органов дыхания, но я отказываюсь их носить, в них неудобно работать. Какие меры ко мне может применить работодатель?
 
Ответ.
Пренебрегать защитой органов дыхания нельзя, так как это может привести к профессиональному заболеванию, а пылевая патология в Алтайском крае входит в тройку наиболее часто диагностируемых профессиональных заболеваний.
По существу вопроса скажем, что перед тем как привлечь работника к дисциплинарной ответственности, работодателю нужно выяснить, по какой причине Вы не применяете средства индивидуальной защиты.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник должен соблюдать требования охраны труда и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
Если работнику не подходит средство индивидуальной защиты по физиологическим показателям, нужно заменить его, а не устанавливать дисциплинарное взыскание.
Средства индивидуальной защиты должны соответствовать антропометрическим данным работника, а также характеру и условиям работы
Если же работник отказывается применять средства индивидуальной защиты из-за того, что не видит в них необходимости, то ответственное лицо, обеспечивающее контроль за применением средств индивидуальной защиты,  сообщает в письменной форме руководителю организации о нарушении.
Работодатель в соответствии со статьей 193 ТК РФ должен затребовать от работника письменное объяснение, а работник - предоставить объяснение в течение двух рабочих дней.
После того как работодатель получит объяснения, он должен рассмотреть все материалы и принять решение о наложении взыскания на работника, который нарушил трудовую дисциплину.
Кроме того, в соответствии со статьей 209 ТК РФ к требованиям охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда) отнесены, в том числе требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Таким образом, на время исполнения трудовых обязанностей работник, профессия (должность) которого предусмотрена типовыми нормами, обязан применять соответствующие средства индивидуальной защиты. В случае отказа получать и использовать средства индивидуальной защиты работодатель должен не допускать работника к работе.
 
Вопрос:
Здравствуйте, меня зовут Валерий Федорович, я живу в активно строящемся микрорайоне города и часто наблюдаю картину, как строители, а это преимущественно молодые люди, пренебрегают элементарными правилами безопасности, выполняя свою работу. Куда сигнализировать о нарушениях, чтобы не случилось беды.
 
Ответ:
Если Вы стали очевидцем нарушений требований безопасности на соседней строительной площадке, необходимо сообщить информацию в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае по телефону горячей линии (3852) 29-04-76, вторник-четверг с 13-00 до 17-00, телефонам «доверия» (3852) 29-04-62, 29-04-79 с 09-00 до 12-00 в рабочие дни, либо в Министерство труда и социальной защиты Алтайского края по телефонам (3852) 66-50-42, 66-50-40.
 
Вопрос:
Здравствуйте, подскажите, кто и в какие сроки должен проходить обучение по охране труда?
 
Ответ:
В соответствии со статьей 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Организацию своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, рекомендуется возложить на службу охраны труда организации. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда работников несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Работодатели – физические лица проходят специальное обучение по охране труда до начала работы граждан, с которыми у них возникли трудовые отношения, далее – не реже одного раза в три года, если указанная периодичность не ужесточена нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
На Всероссийской неделе охраны труда (9-13 апреля 2018 года) состоялась техническая сессия «Новые подходы к порядку подготовки работников по охране труда и проверке их знаний». На ней были озвучена концепция нового порядка. Сейчас этот документ проходит процедуру публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Если кратко, то новый формат обучения руководителей и специалистов по охране труда разработан с разбивкой на отдельные модули, содержащие разделы с рекомендованными темами, для включения их обучающими организациями в свои программы обучения.
При этом панируется изменить продолжительность обучения по охране труда для различных категорий руководителей и работников: от 72 часов для руководителей и специалистов служб охраны труда, руководителей и специалистов подразделений, на которых приказом работодателя возложены функции службы охраны труда, до 16 часов для руководителей организаций и их заместителей, курирующих вопросы охраны труда, работодателей – индивидуальных предпринимателей.
Более полную информацию можно узнать на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (https://rosmintrud.ru).
 
Вопрос:
Добрый день, меня зовут Павел, я индивидуальный предприниматель. Подскажите, в каких нормативных правовых актах содержатся требования охраны труда?
 
Ответ:
Государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются множеством документов, в том числе и стандартами безопасности труда, а также правилами и инструкциями по охране труда.
В соответствии с Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
Государственные Стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ); 
Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М);
Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О);
Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ);
Санитарные правила и нормы (СанПиН);
Санитарные правила (СП);
Санитарные нормы (СН);
Гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса (ГН).
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
 
Вопрос:
Здравствуйте, а в каких размерах устанавливаются гарантии и компенсации при выявлении вредных условий труда по результатам специальной оценки условий труда?
Лидия Федоровна
 
Ответ:
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются следующие компенсации:
сокращенная продолжительность рабочего времени - для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда, отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не менее 7 календарных дней;
повышенная оплата труда - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
 
Вопрос:
Добрый день, меня зовут Татьяна Игоревна. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?
Ответ:
Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.
При этом согласно части 2 статьи 19 указанного федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.
 
Вопрос:
Здравствуйте, вас беспокоит Ирина Викторовна, я специалист по кадрам и совмещаю обязанности специалиста по охране труда. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, были назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Как сейчас устанавливать гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса?
 
Ответ:
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ).
До вступления в силу Федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870, которое в настоящее время признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726.
При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014.
 
Вопрос:
Добрый день, меня зовут Роман, у меня есть небольшое предприятие по производству мебели. Подскажите, как и в каких размерах осуществляется финансирование мероприятий по охране труда?
 
Ответ:
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Финансирование на мероприятия по охране труда должно быть таким, чтобы исключить риск травмирования работников. И в каждой организации эти затраты индивидуальны.
Однако в Трудовом кодексе Российской Федерации минимальные размеры затрат на охрану труда предусмотрены. Так, в соответствии со статьей 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
В целях обеспечения безопасных условий труда, предупреждения повреждения здоровья работников при осуществлении ими производственной деятельности работодатель должен разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению условий и охраны труда. При планировании мероприятий следует руководствоваться Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н.
При планировании и формировании затрат на мероприятия по охране труда необходимо учитывать: результаты специальной оценки условий труда; причины и последствия несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и производственных аварий; предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля; предложения работников организации и комитета (комиссии) по охране труда и т.д. 
 
Вопрос.
После проведения спецоценки у нас практически все работники не подлежат прохождению периодических медосмотров, хотя совсем недавно по итогам аттестации рабочих мест ситуация была иная. Как сейчас быть, как правильно составить контингент работников, ведь рабочие места те же, условия труда прежние?
 
Ответ.
При формировании списка контингента включению в него согласно приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н подлежат работники:
подвергающиеся воздействию производственных факторов, указанных в перечне факторов (приложение № 1 к приказу), а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ (приложение № 2 к приказу).
В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться документация на применяемые оборудование, сырье и материалы.
Таким образом, при подготовке к проведению обязательных периодических медицинских осмотров и непосредственном формировании контингента работников, подлежащих таким осмотрам, необходимо учитывать все вышеназванные обстоятельства, а не ограничиваться результатами спецоценки или действующими до ее проведения результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
 
Вопрос:
Приказом Минздравсоцразвития России № 559н установлены требования к квалификации специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда. Какая продолжительность переподготовки имеется ввиду?
 
Ответ.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов. Данное требование установлено Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499).
 
Вопрос:
Чем грозит руководителю организации отсутствие службы охраны труда?
 
Ответ.
Обязанность работодателя по созданию службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда установлена для организаций с численностью, превышающей 50 сотрудников, и определена трудовым законодательством (статья 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
Нарушение трудового законодательства, в том числе и за отсутствие службы охраны труда или специалиста по охране труда, в соответствии со статьей 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
 
Вопрос. Необходимо ли организовывать проведение предварительного медицинского осмотра для технички, трудоустраиваемой на период отпуска основного работника?
Светлана К.
 
Ответ.
Да. Проведение предварительного медицинского осмотра для сотрудника, принимаемого на рабочее место с вредными и (или) опасными условиями труда, а также в организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых иные, должно быть организовано работодателем независимо от срока действия трудового договора.
Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок проведения данных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Яндекс.Метрика