Специальная оценка условий труда
Обращаем внимание, что с 1 января 2014 года в Российской Федерации с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» реформирована процедура оценки условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежнюю процедуру - аттестацию рабочих мест. Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, к учету фактического воздействия на организм человека вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Результаты специальной оценки будут учитываться при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Федеральный закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также устанавливает требования к последней.
В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на 5 лет при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобождается от необходимости проведения инструментальных исследований и измерений потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.
Обращение к работодателям Алтайского края о необходимости завершения специальной оценки условий труда до конца 2018 года
Информация по изменениям в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Федеральным законом дано определение понятию «специальная оценка условий труда», дан перечень и классификация вредных и опасных факторов производственной среды, подлежащих исследованию при проведении специальной оценки условий труда, дана классификация условий труда по степени вредности и (или) опасности, определены цели применения результатов специальной оценки труда, установлены права и обязанности работника и работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также права специализированной аккредитованной организации, которая будет проводить специальную оценку условий труда, установлены требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда.
Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня воздействия указанных факторов. Подробнее
Итоги проведения специальной оценки условий труда в Алтайском крае в 2017 году
Специальная оценка условий труда: итоги 2016 года