Интерактивный портал

по труду и занятости населения

Алтайского края

Войти через госуслуги

Охрана труда

Специальная оценка условий труда

Обращаем внимание, что с 1 января 2014 года в Российской Федерации с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» реформирована процедура оценки условий труда на рабочих местах.
 
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежнюю процедуру - аттестацию рабочих мест. Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, к учету фактического воздействия на организм человека вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
 
Результаты специальной оценки будут учитываться при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
 
Федеральный закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также устанавливает требования к последней.
 
В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на 5 лет при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 
В случае декларирования работодатель освобождается от необходимости проведения инструментальных исследований и измерений потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
 
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
 
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.
 


Информация по изменениям в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Федеральный Закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 01.01.2014, за исключением отдельных положений (статья 18, закрепляющая положения об информационной системе учета результатов специальной оценки условий труда, вступает в силу с 01.01.2018). Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда.  Процедура специальной оценки условий труда заменяет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.
 
Федеральным законом дано определение понятию «специальная оценка условий труда», дан перечень и классификация вредных и опасных факторов производственной среды, подлежащих исследованию при проведении специальной оценки условий труда, дана классификация условий труда по степени вредности и (или) опасности, определены цели применения результатов специальной оценки труда, установлены права и обязанности работника и работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда, а  также права специализированной аккредитованной организации, которая будет проводить специальную оценку условий труда, установлены требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда.
 
Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня воздействия указанных факторов. Подробнее

Специальная оценка условий труда: итоги 2016 года
 


Методические рекомендации «О составе затрат на охрану труда работников организаций»


Показатели по охране труда в территориях края по итогам 2016 года

Соглашение о взаимодействии между Государственной инспекцией труда в Алтайском крае и Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите
 

Уровень производственного травматизма

Динамика пострадавших с тяжелым исходом при несчастных случаях на производстве в разрезе муниципальных образований Алтайского края с 2010 г. и позднее (на 01.10.2017)
 ​​​​​
Динамика пострадавших со смертельным исходом при несчастных случаях на производстве в разрезе муниципальных образований Алтайского края с 2010г. и позднее (на 01.10.2017)

Всемирный день охраны труда 2017/ Краевой план мероприятий месячника безопасности труда


Всероссийский конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность»

Всероссийский конкурс проводится в целях пропаганды лучших практик организации работ в области охраны труда, повышения эффективности системы государственного управления охраной труда, активизации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, а также привлечения общественного внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах.
 
По результатам Всероссийского конкурса будут сформированы всероссийские рейтинги юридических лиц по организации работ в области условий и охраны труда, а также рейтинги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, характеризующие эффективность системы государственного управления охраной труда и системы ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда.
 
В соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе работы по организационно-техническому, научно-методическому и аналитическому сопровождению конкурса обеспечивает Межрегиональная Ассоциация содействия обеспечению безопасных условий труда «ЭТАЛОН» (127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 26, стр.1, web-сайт http://www.aetalon.ru, тел./факс: 8 (495) 411-09-98, e-mail: kot@aetalon.ru).

Конкурс проходит заочно на основании общедоступных данных и сведений, представленных участниками, включая органы местного самоуправления.
 

Социальная экспертиза 
 
В январе 2009 года Алтайский край впервые в Российской Федерации внедрил механизм социальной экспертизы в сфере социально-трудовых отношений.
 
Этот важнейший инструмент регулирования способствует формированию у работодателей социально ответственного поведения на  краевом рынке труда, рациональному использованию трудовых ресурсов, поддержанию занятости и доходов населения путем создания и сохранения рабочих мест. По инициативе Управления Алтайского края по труду и занятости населения был подготовлен проект соответствующего нормативного правового акта Алтайского края. Соответствующее Постановление Администрации Алтайского края № 14 «Об утверждении Положения о порядке проведения социальной экспертизы разрабатываемых долгосрочных целевых, ведомственных целевых, краевых программ, инвестиционных проектов и соглашений о социально-экономическом партнерстве между Администрацией края и хозяйствующими субъектами в части их влияния на создание, сохранение рабочих мест и занятость населения Алтайского края» было принято 20 января 2009 г.
 
За 5 лет, прошедших с начала реализации вышеуказанного постановления, управлением по труду Минтрудсоцзащиты Алтайского края проведена социальная экспертиза 142 инвестиционных проектов, 22 соглашений о социально-экономическом партнерстве между Правительством края и хозяйствующими субъектами и 4 краевых программ в части их влияния на создание, сохранение рабочих мест и занятость населения Алтайского края.
 
По результатам комплексной оценки 74 инвестиционных проекта были признаны соответствующими основным критериям Положения о порядке проведения социальной экспертизы.
В 2013 году наиболее значимыми как в социальном плане, так и по числу планируемых к созданию рабочих мест стали следующие инвестиционные проекты: «Создание и развитие золотодобывающего предприятия на территории Алтайского края», реализуемый ООО «Золото Курьи»; «Модернизация завода по производству подсолнечного масла», реализуемый ООО «АгроСиб-Раздолье»; «Создание лесопильно-деревообрабатывающего комбината в г. Рубцовск Алтайского края», реализуемый ООО «Рубцовский ЛДК»; «Переоснащение и модернизация инструментального производства Барнаульского патронного завода», реализуемый ЗАО «Барнаульский патронный завод»; «Возведение и организация деятельности комплекса замкнутого цикла по производству мясной продукции на базе выращивания и убоя свинины, выпуска комбикормов», реализуемый ООО «Альтаир-Агро».
 
Вместе с тем, по 68 инвестиционным проектам было установлено несоответствие (полное или частичное) фактической деятельности инициаторов проекта установленным критериям.
 
Напомним, что предметом социальной экспертизы являются программы, проекты и соглашения, разрабатываемые органами исполнительной власти Алтайского края и (или) хозяйствующими субъектами и представляемые на рассмотрение в Правительства края. Она осуществляется специалистами управления по труду Минтрудсоцзащиты Алтайского края на основе представленных документов по следующим критериям:
  • наличие или отсутствие в них мероприятий по созданию и (или) сохранению (модернизации) рабочих мест;
  • наличие или отсутствие в них мероприятий по повышению качества рабочей силы и рабочих мест в соответствии с требованиями рынка труда;
  • численность работников, которым в результате реализации программы, проекта или соглашения потребуется повышение квалификации или переподготовка;
  • обеспечение в организациях реального сектора экономики уровня среднемесячной заработной платы не ниже, чем в среднем по организациям соответствующего вида экономической деятельности в Сибирском федеральном округе;
  • ожидаемые результаты от реализации мероприятий в части обеспечения занятости по соответствующему виду экономической деятельности или территории Алтайского края;
  • прогнозная потребность в рабочих и специалистах в разрезе профессий и должностей и источники ее восполнения;
  • численность высвобождаемых работников и наличие действий по смягчению последствий их высвобождения;
  • наличие или отсутствие в программах, проектах и соглашениях мероприятий, обеспечивающих улучшение условий труда персонала;
  • исполнение обязательств соглашений, заключенных в рамках социального партнерства, а также регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае;
  • отсутствие неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, за исключением случаев наличия у работодателя задолженности, возможность взыскания которой утрачена, и случаев наличия рассроченной, отсроченной задолженности, в том числе в порядке ее реструктуризации;
  • отсутствие неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации страховых взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования);
  • участие в программах содействия занятости населения;
  • своевременное представление в органы службы занятости информации в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.


Об итогах социальной экспертизы

Итоги социальной экспертизы за январь 2017
Итоги социальной экспертизы за январь-февраль 2017
Итоги социальной экспертизы за январь-март 2017
Итоги социальной экспертизы за январь-апрель 2017
Итоги социальной экспертизы за январь-май 2017
Итоги социальной экспертизы за январь-июнь 2017
Итоги социальной экспертизы за январь-июль 2017
Итоги социальной экспертизы за январь-август 2017 
Итоги социальной экспертизы за январь-сентябрь 2017  



Рабочая группа по охране труда и безопасности производства в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
 
Заседание рабочей группы по охране труда и безопасности производства 28.04.2017
Повестка дня
Протокол заседания 1
Материалы к заседанию рабочей группы 
Из выступления М.И. Дайбова, министра труда и социальной защиты Алтайского края на заседании рабочей группы по охране труда и безопасности производства в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (28.04.2017)
Яндекс.Метрика